Нейроигры
"Мой ребенок не может усидеть на месте"
"Он очень долго готовит "домашку""
"Сосредоточится – большая проблема для нас"
"Не слышит на уроках"
"Как ему помочь запомнить учебный материал?"
ЗНАКОМО?
Сейчас часто можно увидеть рекламу центров, которые предлагают нейродиагностику и нейрокоррекцию. Что же это такое?
Коротко о нейропсихологии
Нейропсихология — наука, которая изучает мозговую организацию психических процессов, таких как: ощущение, восприятие, память, внимание, речь, мышление, воображение.
Данная наука нам говорит о том, что весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока (по А.Р. Лурия). Давайте разберем чуть подробнее, за что отвечает каждый блок, и какие могут быть последствия в случае сбоя его (блока) работы.
I — Энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга.
Последствия для ребенка:
- утомляемость,
- отвлекаемость,
- неаккуратность (хотя очень старается),
- медлительность,
- расторможенность,
- тяжело держать почерк на одном уровне.
II — Блок приема, переработки и хранения исходящей извне информации.
Последствия для ребенка:
- дезориентация во времени и пространстве,
- сложности разного характера при чтении, письме, счете,
- трудности при анализе и синтезе информации,
- сбой в восприятии.
III — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Последствия для ребенка:
- не может сконцентрироваться,
- долго "включается" в задание,
- необходимо время, чтоб переключится с одного задания на другое,
- сложно пересказывать и решать задачи в несколько действий,
- нетерпеливость,
- "несамостоятельный", "неответственный".
Отсюда и пошли новые направления решения вышеперечисленных проблем:
- Нейродиагностика помогает прояснить картину работы мозга.
- Нейрокоррекция, нейройога, нейрогимнастика, нейроигротека – это работа по устранению "неполадок".
Чем же уникален курс Нейроигротек?
Нейроигротека для школьников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные процессы.
Польза ее в следующем:
- стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
- помогает получить энергию, необходимую для обучения;
- снижает утомляемость;
- улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
- благоприятно сказывается на процессе письма, чтения и счета;
- повышает продуктивную работоспособность.
Мы предлагаем развивать и совершенствовать процессы, о которых шла речь выше, с помощью игр.
Почему игры?
Во-первых: это ведущий тип деятельности у дошкольников.
Во-вторых: игра - это интересный и эффективный метод обучения в организации учебной деятельности школьников.
В-третьих: потребность в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности.
В-четвертых: в игре есть возможность показать себя, повзаимодействовать с другими.
И в-пятых: в игре есть четкие правила, что помогает развитию навыков самоконтроля.
Нейроигры для примера
Несколько примеров упражнений из первой части игротеки.
Игра из разминки: "Коза-заяц"
"Включает" межполушарное взаимодействие, учит переключению, умению держать в голове сразу две команды, развивает внимание, мышечную память, зрительно-моторную координацию.
- Первый этап: ребенок на правой руке по очереди показывает "козу" (указательный палец и мизинец выпрямлены, остальные в кулачке) и "заяц" (указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные в кулачке). Затем отдельно на левой руке.
- Второй этап: на двух руках одновременно идет показ "коза", затем "заяц".
- Третий этап: на одной руке ребенок делает "козу", на другой "зайца". Необходимо одновременно сделать смену на правой руке и на левой руке. Т.е. "коза" меняется на "зайца", а "заяц" на "козу". Сначала в медленном темпе, затем увеличиваем скорость.
Упражнение: "Массаж ушей"
Учит снимать напряжение, при этом развивает внимание и помогает сосредоточиться.
Голову держим прямо. Большим и указательным пальцем аккуратно оттягиваем уши назад и разворачиваем их края. Массируем, начиная с верхней части уха и продолжая вдоль всего изгиба до мочки.
Что дает это упражнение:
- "включается" слуховое восприятие (это особо актуально, т.к. ребенок постоянно находится в окружении электронных звуков и у него "отключаются" уши);
- развиваются такие навыки, как понимание услышанного, различение звуков и запоминание при письме;
- улучшается концентрация внимания.
Упражнение "Дутибол"
Два участника располагаются друг напротив друга. Для каждого на столе обозначаются ворота (как в футболе) из кубиков, карандашей или ручек.
Задача: "футбольный мяч" (шарик от пинг-понга, скомканный лист бумаги или ваты) загнать в ворота противника. Руками "мяч" трогать нельзя, можно только дуть на него.
Что дает это упражнение:
- умение контролировать свое дыхание (сильнее, быстрее, медленнее, резче, мягче и т.п.);
- повышение тонуса мозговой деятельности за счет своей активности;
- развитие концентрации внимания;
- умение держать в голове сразу две команды: "дуть" и "не трогать".
Упражнение "Зоркий глаз"
Ребенок лежит на спине, ноги параллельно, руки вдоль тела, ладони на полу.
Упражнение выполняется на двух уровнях: вытянутой руки ребенка и руки, согнутой в локте.
Взрослый перемещает яркий предмет (мячик, кончик фломастера или игрушку), начиная от переносицы, вправо и обратно к середине, влево и обратно к середине, вверх и обратно к середине, вниз и обратно к середине, к переносице и от переносицы. Ребенку необходимо следить глазами за перемещением; лежать нужно неподвижно, двигаются только глаза, рот закрыт.
Необходимо задерживать предмет на 1-2 секунды в крайних положениях.
На что направлено данное упражнение:
- развитие остроты зрения;
- повышение работоспособности (для восприятия нужны движения только глаз, а не головы или всего тела, что позволяет сохранять энергию);
- обучение контролю своего тела.
Упражнение "Фараон"
Исходное положение: лежа на спине; ноги прямые, не перекрещены; руки вытянуты вдоль тела, ладони лежат на полу, пальцы вместе.
- На счет "раз" ребенок поднимает только голову.
- На счет "два" - поворачивает голову направо и держит на весу 1-2 секунды.
- На счет "три" - поворачивает голову налево и держит на весу 1-2 секунды.
- На счет "четыре" - поворачивает голову прямо и кладет на пол.
На что направлено данное упражнение:
- напряжение и расслабление мышц шеи, и контроль над плечевым поясом, что важно при выполнении сидячей работы: уроки, домашнее задание;
- для детей с гипотонусом – тренировка волевых усилий;
- для детей с гипертонусом – опыт спокойной стабильной работы.
Упражнение относится к блоку РАСТЯЖКИ. Данный блок игротеки направлен на нормализацию тонуса мышц и снятие мышечных зажимов.
Что дает:
- нормализация циркуляции крови;
- тренировка напряжения и расслабления мышц;
- контроль над двигательной активностью;
- управление эмоциональным состоянием;
- работа с переключением внимания и его произвольностью.
Через специально составленный и подобранный комплекс упражнений и игр последовательно активируется каждая зона мозга ребенка. Что, в свою очередь, позитивно отражается в усвоении учебных навыков и контроле над своим поведением и эмоциями.
Запись на игротеку обязательна. В группу берем не больше 8 детей, с учетом ограничения по возрасту.
Записаться на консультацию к нейропсихологу в Екатеринбурге
По телефону или whatsapp +7 904 542 70 99 (Мария).
Детский нейропсихолог в Екатеринбурге
Лобанова Мария
Нейропсихолог
Психолог, нейропсихолог (повышение квалификации в 2014 году по программе "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте").
Общий стаж работы более 18 лет.
Работала: МБУ ДО "ДЮЦ "Вариант", НОУ ДО ИПЦ "Белый Слон", всероссийский детский центр "Орленок", ЦУД "Маленькая страна".
Ведет курс "Нейроигротека" с 2019 года.
Курсы повышения квалификации, дополнительное образование:
- Арт-терапевтическая ассоциация – "Арт-терапевтическая группа";
- Региональное отделение ОППЛ Свердловской области – "Десенсибилизация и переработка движениями глаз";
- Уральский государственный педагогический университет – "Психолого-педагогическое обеспечение безопасности образовательной среды в учреждениях дополнительного образования";
- Российский Институт Комплексной Сказкотерапии — "Сказочная игротерапия";
- НОУ ДО ИПЦ "Белый слон" — "Метафорические ассоциативные карты. Использование в детско-родительской терапевтической работе";
- НОУ ДО ИПЦ "Белый слон" совместно с Институтом психологии Уральского Государственного Педагогического Университета — "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте";
- Психологический центр "Мифо-Дизайн" — "Развивающие и терапевтические технологии работы в песочнице";
- Уральский институт повышения квалификации и переподготовки – "Учитель математики";
- НОУ ДО ИПЦ "Белый слон" — "Образовательная кинезиология в работе с детьми";
- МУ "Центр социально-психологической помощи детям и молодежи "Форпост" — "Тренинг тренеров".
Партнер мастерской игр "Игронафтик" с 2018 года.