Как выбрать настольную игру. Игры не по возрасту
Добрый летний, хоть и не очень тёплый, день! Сегодня хочется немного отойти от привычного формата - обзора игр и поговорить об игроках, для всех ли возрастов подходят игры.
После некоторых наблюдений, возник вопрос, а, может ли достаточно маленький ребёнок играть со старшими братьями/сёстрами, с родителями в любую игру, которая есть дома.
Ответ простой - "нет", но ведь стоит понять, что за ним стоит.
Покупая игру, вы всегда видите на коробке, от скольки лет. Другой вопрос в том, что мне иногда кажется, что производители перестраховываются, выставляя возрастные планки, если ваш ребёнок младше указанного возраста на 0,5-1 год, попробуйте - все мы очень разные! Но тем не менее, эти границы выставлены не случайно, ведь каждая игра что-то развивает и есть возраст, который наиболее чувствителен для развития этого навыка.
Первое, что хочу отметить: не спешите обучать ребёнка настольным играм! У нас сейчас общая тенденция всему обучать детей раньше:
- он уже пошёл (10 мес, знали бы вы, как бы не надо радоваться, особенно, если ребёнок пропустил другие стадии);
- он уже знает цифры (2-3 года, а зачем ему эти знания? Он может вразброс показать цифры или это механические знания?);
- он у нас уже читает (3 года, а он понимает, что он читает? Смысл этого чтения, чтобы через несколько лет обучить заново со смыслом?!);
- и вот наконец: а он у нас уже играет в... Доббль, Запретный остров, Черепашьи бега ( а ребёнку не больше 4-х).
Второе, мы придерживаемся мнения, что каждая настольная игра она на 50% для веселья, а на 50% для развития/закрепления того или иного навыка/способности.
4х летний малыш, конечно, может найти две одинаковые картинки на карточках Доббль, но ему для этого понадобится несколько минут, что в рассмотреть картинки, понять, что нарисовано и наконец увидеть похожее. Как развитие внимания, это возможный вариант, взять у старшего брата/сестры игру и потренироваться на ярких картинках, но это не игра на скорость и по всем правилам, в такой виде она подходит ближе к 6г. Иначе ваш ребёнок будет не успевать и все время проигрывать, либо все будут ждать и идти на уступки. И тот, и другой вариант не принесёт пользы, потому что будет способствовать формированию неправильной самооценки: я ничего не умею, у меня ничего не получается - я хуже всех, либо - я самый крутой, у меня все получается даже лучше, чем у мамы с папой, пока это ошибочное мнение не столкнётся с серьезным препятствием. Формируйте у малыша адекватную самооценку и искреннюю любовь к играм, азарту.
В-третьих, подумайте о своих старших детях: им интересно играть с "малышней", их устраивает все время поддаваться, что они сейчас развивают? Я не говорю сейчас про какие-то разовые ситуации: просто повеселиться, без обид, немного занять, сам очень хотел попробовать, старший ребёнок любит обучать.
В-четвёртых, если ребёнок маленький или не слишком умел в настолках, не берите сразу сложный вариант, начинайте с лёгкого или вообще в формате обучения.
В-пятых, настольные игры учат с достоинством выигрывать (это из разряда не тыкать на других пальцем и дразниться, вряд ли потом захотят ещё раз сыграть) и проигрывать ( не расшвыривать/мять/рвать имущество, не уходить в истерику, также никого не обижать). Поэтому, когда ребёнок играет в слишком "взрослую" для себя сегодняшнего игру, другие игроки начинают поддаваться, ошибаться, уступать. Не факт, что это научит ребёнка действительно играть в эту игру, а когда придёт время для неё и он встретится с достойным соперником и проиграет , вот тогда картина мира может пострадать.
Поэтому очень прошу вас, дорогие родители, не спешить, не сравнивать, кто и во что уже умеет играть. Именно ваш малыш должен научиться получать удовольствие и пользу! В каждом обзоре игр я указываю возраст, подходящий для данной игры и возможные упрощениях/усложнения игр при необходимости.
Играйте с радостью!
Автор статьи: Павлова Ольга, детский психолог, стаж работы 10 лет.