Как научить детей играть в настольные игры
Сегодня поговорим о том, как учиться с ребёнком играть в настольные игры.
Вы спросите, этому учат? Конечно, а как же, и тут имеет место несколько моментов:
- У каждой игры есть правила и было бы неплохо, если взрослые разберутся с ними заранее, чтобы не вносить сумбур. Если ребёнок уже школьник, то разобраться с ним вместе и прикинуть, как играть, а детали, конечно, проявятся по ходу.
- Обговаривайте все правила до начала игры, чтобы детям потом это не было новостью и чтобы правила не подстраивались под текущую игру.
- Можно сыграть небольшой пробный тур, чтобы выяснить, все ли понятно.
- Обязательно на берегу объяснить, есть ли выигравшие и проигравшие в этой игре, некоторым очень важно, победа индивидуальная или командная, чтобы ребёнок ориентировался в своих действиях (в командных играх иногда мешают слишком индивидуальные шаги, не посоветовавшись).
- Попросить ребёнка ещё раз самому объяснить то, что он понял. А иногда, наоборот, ребёнок играет в компании, где эту игру ещё не знают, тогда он может выступить экспертом, все объяснить, дети это любят.
- В некоторых играх важно договориться, до скольки очков играете (например, Тик-так бумм, Aliace).
Когда все объяснено, обговорено, сыгран пробный раунд, вы видите, что ребёнок понял, дайте ему как можно больше свободы в игре, не подсказывайте, как лучше сходить, не заглядывайте в карты. Дети не с первой игры понимают, какие ходы оптимальны, иногда им хочется сходить так, как нравится (особенно дошкольникам). Это их право и их опыт, возможно, они проиграют, но сделают вывод и это как раз можно обсудить. Проиграть - не трагедия, важно уметь делать выводы, идти дальше и хвалить себя за успехи ( в прошлый раз я набрал только 4 карточки, а в этот раз уже 10!).
Выбирайте игру по возрасту ребёнка (об этом мы говорили в прошлой статье), по интересу. Что больше ему нравится: игры на скорость, на реакцию, или игры-ходилки, игры, где надо подумать и не спешить, командные игры или каждый за себя.
Бывает, что стандартные правила сложны для малыша, попробуйте немного упростить правила или взять более простой вариант, возможно, пока убрать соревновательный момент. Есть дети, которых действия на время ставят в ступор, заставляют очень волноваться и в итоге все пропускать. В таком случае, пусть он научится хорошо ориентироваться в игре, а затем уже подключайте фактор времени. В этом случае основной навык все равно будет тренироваться, а потом подключится фактор скорости реакции. Игр, где важна скорость, очень много: Скоростные колпачки, Скоростные цвета, Доктор Эврика, Экспресс мороженое, Доббль, Барабашка, Халли-Галли, перечислять можно ещё очень долго.
Если знаете, что ребёнок очень сильно реагирует на проигрыши, начните играть с командных игр, таким детям не так страшно проиграть с командой, чем в одиночку. Очень много интересных командных игр: Чудопони, Коварный лис, Запретный остров, Магомаркет.
Начинайте играть с тех игр, в которых ваш игрок успешен, это поддержит его самооценку.
Но сразу хочу уберечь от другой крайности: играть только в игры, которые хорошо даются, заведомо лёгкие, обходить всегда острые углы, громко не заявлять, кто же выиграл. Это медвежья услуга: ребёнок не развивается, не узнает для себя что-то новое, находится в иллюзии, что он всегда выигрывает. А всегда выигрывать невозможно, рано или поздно попадётся сильный и честный соперник.
Если видите, что игра непросто/неинтересна ребёнку даже после возможных упрощений, уберите ее на некоторое время. Пройдёт время и ситуация может измениться.
Учитесь играть вместе со своими детьми, честно рассказывайте обо всех правилах, договаривайтесь обо всем на берегу и тогда игра будет вам в радость! А как иначе, она же и создана для радости.
Автор статьи: Павлова Ольга, детский психолог, стаж работы 10 лет.