Как помочь ребенку научится читать?
От автора:
- Когда я училась в 8 классе, вышел фильм "Ромео и Джульетта" в главной роли с Леонардо Ди Каприо. Тогда он был кумиром всех девчонок. Фильм оказался очень интересным, снят на современный лад.
Мне захотелось прочитать оригинал.
Так начался мой путь к осознанному чтению.
Я прочитала все трагедии Уильяма Шекспира.
После чего подошла к маме и попросила что-нибудь посоветовать прочитать. Мама от удивления чуть в обморок не упала.
Далее я с огромным удовольствием прочитала все произведения с главным героем Шерлоком Холмсом.
После чего стала читать все произведения из школьной программы.
Самое что интересное, я стала получать удовольствие от этого процесса, от знакомства с разными произведениями, разными героями и их судьбами!
- Почему мне вспомнился именно этот момент?
Потому что именно тогда чтение у меня сменилось с "из-под палки" на увлекательное занятие.
- Пробуйте заинтересовать ваших детей чтением. Не заставляйте их!
Сначала подбирайте что-то интересное. Тогда в дальнейшем и произведения из школьной программы будут читаться легко.
Читайте вместе. Обсуждайте сюжет и героев.
Придумывайте новые концовки произведениям. Фантазируйте. Например, как закончилась бы сказка, если бы Красная Шапочка была супергероем.
- Еще хочу отметить важный момент: меня всегда окружали читающие люди – родители, бабушки, дедушка. Они все время рассказывали что-нибудь интересное из прочитанного. И с ними было здорово обсуждать то, что я прочитывала.
Личный пример очень важен для ребенка!
- Читайте, любите читать, общайтесь с вашими детьми. И тогда все получится.
Как помочь ребенку научится читать? Начнем с основных компонентов навыка.
6 компонентов навыка чтения
Чтение – многокомпонентный навык, в который входит:
1. Энергетический блок – помогает держать темп и качество чтения, поддерживает работоспособность, позволяет быть сконцентрированным.
2. Кинетика – подвижность речевого аппарата, возможность переключаться с буквы на букву при чтении вслух.
3. Слуховое восприятие и память – ударения, умение различать фонемы, запоминание слов и текста, пересказ.
4. Зрительное восприятие и память – образ буквы, умение различать схожие буквы и слова, запоминание слов и текста, пересказ.
5. Пространственное восприятие – соблюдение последовательности чтения букв, слов, предложений и строк.
6. Произвольная регуляция и самоконтроль – переключение с буквы на букву, со слога на слог, со слова на слово и т.д.; соблюдение пауз и знаков препинания, понимание основного смысла текста.
И если ребенок не хочет или не может читать - необходимо пройти диагностику и понять истинную причину трудностей вашего ребенка.
Мама я устал!
Энергетический блок:
- помогает держать темп и качество чтения;
- помогает удерживать строку;
- помогает регулировать громкость, тембр, тон при чтении;
- помогает читать четко и с интонацией;
- поддерживает работоспособность;
- позволяет быть сконцентрированным.
В общем, мало выучить буквы, нужны силы на сам процесс чтения.
Как помочь:
- правильное питание и вода;
- режим дня, обязательно должны быть прогулки и время на отдых;
- смена деятельности;
- стабилизация тонуса: плавание, ушу, танцы;
- массаж и самомассаж;
- помощь и поддержка;
- развивать память и внимание;
- для закрепления навыка заложить больше времени;
- учить материал малыми порциями, периодически повторять.
Добавьте к утренней зарядке несколько простых упражнений:
"Массаж ушей"
Большим и указательным пальцем аккуратно оттяните уши назад и разведите их края. Затем массируйте, начиная с верхней части уха и продолжая вдоль всего изгиба до мочки. 3-5 раз.
"Позитивные точки"
Приложите кончики пальцев обеих рук между корнями волос и бровями – над центром каждого глаза. Нажимайте не слишком сильно, чтобы чуть натянуть кожу.
"Дыхание животом"
Исходное положение: сидя.
Положите ладонь на живот. Опустите подбородок. Вытолкните воздух из лёгких короткими мягкими выдохами. При каждом выдохе втягивайте живот. Теперь сделайте медленный, глубокий и плавный вдох. 3-5 раз.
"Зарядка для глаз"
Вдыхая, опустите глаза вниз и затем медленно поворачивайте их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начинайте выдох и продолжайте поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). 1-3 круга.
Закройте глаза на несколько секунд.
Затем сделайте это упражнение, поворачивая глаза против часовой стрелки.
"Перекрестная ходьба"
Исходное положение: стоя.
А) По очереди касаемся ладонью правой руки левой коленки; ладонью левой руки – правой коленки. Повторить 5 раз.
Б) Локтем правой руки касаемся левой коленки; локтем левой руки – правой коленки. Повторить 5 раз.
В) Ладонью правой руки касаемся ступни левой ноги, нога перед собой; ладонью левой руки – ступни правой ноги. Повторить 5 раз.
Г) Ладонью правой руки касаемся ступни левой ноги, нога за спиной; ладонью левой руки – ступни правой ноги. Повторить 5 раз.
Многое из этого родители применяют интуитивно: режим дня, зарядка, настольные игры, спортивные секции, прогулки...
Это какая буква?
О роли слухового восприятия и слухоречевой памяти:
- при чтении не происходит замены букв, сходных по звучанию;
- нет путаницы фонем по глухости/звонкости, твердости/мягкости;
- легкость прочтения вслух сложных слов;
- удержание в памяти смысла слов, предложений, текста;
- легкость пересказа;
- интонированное чтение;
- правильная расстановка ударений.
Как помочь:
Игра "Города" (или аналоги)
Каждый участник в свой ход называет реально существующий город любой страны, название которого начинается на ту букву, которой оканчивается название предыдущего участника.
"Звуковые ассоциации"
Подбираем созвучные ассоциации к запоминаемому слову.
Можно сопровождать ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Например: пассажир – пассажир берет билет в кассе.
"Ряд букв"
Предлагается ряд букв, которые необходимо читать последовательно.
Когда будет буква "А", надо хлопнуть; когда буква "Щ" - топнуть; когда буква "Е" - щёлкнуть пальцами или др.
Ряд букв может быть любой. Например:
а б э а р п о к в й ч у л ё м д щ ж е ш ц т н и с г ю
"Чтение слоговых таблиц"
Слоги могут быть разные: открытые - БА, БУ; закрытые - АС, УС; чтение трехбуквенных слогов - ВАП, ПРА, АКР и т.п.
"Визуализация текста"
При запоминании текста рисуйте его, ставьте сценки, пропускайте через тело (пантомима).
Чтение одних и тех же слов и предложений с разной интонацией: вопросительной, побуждающей, радостной, повествовательной и т.д.
Я не помню эту букву
О роли зрительного восприятия и памяти:
- участвует в запоминании образа буквы и слова;
- помогает соотносить печатное слово с его зрительным образом;
- позволяет не путать схожие буквы и слова (Х-Ж, полка-полька);
- хорошая скорость чтения, т.к. все буквы воспринимаются верно.
Что можно делать в домашних условиях:
Рисунок "На что похожа буква"
На формате А4 пишем букву. Предлагаем ребенку, используя букву нарисовать рисунок, название которого будет начинаться на эту букву.
Например, недавно мы рисовали королеву, взяв за основу букву "К".
Лепим буквы
Можно лепить буквы целиком.
Вариант: вылепить каждый элемент буквы в отдельности, затем соединить их.
Здесь еще идет профилактика зеркального написания букв.
Дорисовываем буквы
Пишем 3-5 букв (постепенно количество можно увеличивать) и стираем какую-нибудь часть.
Задача ребенка – дорисовать недостающие элементы.
Настольная игра "Зверобуквы"
В игре есть карточки с буквами и словами.
Выкладываем буквы рубашкой вверх.
Берем задание – название животного. Ищем все буквы, которые входят в состав слова.
Карточку с животным забирает тот, кто найдет последнюю нужную букву.
Настольная игра "Читай-хватай"
Игра состоит из жетонов, на одной стороне которых слова, на другой – картинки.
Раскладываем все жетоны картинками вверх.
Берем "начальный" жетон, кладем его словом к себе.
Ищем к нему пару среди жетонов в центре. Когда находим, берем жетон, переворачиваем словом вверх и ищем пару уже к нему.
Игра идет до тех пор, пока не закончатся жетоны.
Где начинается строка?
Если хорошо работает компонент пространственного восприятия, то:
- не возникнет проблем при формировании образа буквы и образа слова;
- ребенок будет находить начало строки сразу же;
- будет соблюдаться последовательность чтения строк, букв;
- все части зрительного поля будут восприниматься;
- будут хорошие темп и скорость чтения.
Как помочь:
Работа с телом. "Путаница".
Взрослый и ребенок становятся друг против друга.
Взрослый показывает на части тела, которые называет. Например, "Это голова, это нос, это правое ухо, это левый глаз, это рот, это правая рука, это левая рука и т.д.".
Ребенок повторяет движения.
Далее упражнение усложняется: взрослый специально показывает не на те части тела, которые называет. "Я буду называть часть тела, а показывать совсем другую. Ты должен показать ту часть тела, которую я назову".
Задача ребенка состоит в том, чтобы показать правильные части тела.
Пространство внешнего мира. "Что находится справа от меня?".
Просим ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него.
После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа.
Крутим ребенка и спрашиваем: "Что теперь справа от тебя?".
Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
Пространство листа. "Магазин".
Садимся с ребенком друг напротив друга, отгородившись ширмой.
У каждого участника одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда; можно придумать что-то свое) и карточка, имитирующая полку магазина.
Вы выкладываете картинки на своей карточке и называете место расположения каждой из них.
Ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, сравниваем оба "магазина".
Далее меняемся с ребенком.
Квазипространство. Решаем задачки.
1. Слева от Мурзика рыжий кот Тишка, справа от Мурзика черный кот Кузя. А Мурзик серого цвета.
Изобрази котов, раскрась их и скажи, как кого зовут.
2. Справа от Алеши стоит Сережа в красной рубашке, а слева от Алеши – Миша в зеленой рубашке. А у Алеши – желтая рубашка.
Изобрази мальчиков, раскрась их рубашки и скажи, как кого зовут.
3. Домик зайца между домиками ежа и белки. Кто живет дальше от белки – еж или заяц?
Что еще важно при чтении?
Произвольная регуляция и самоконтроль:
- позволяет переключаться с буквы на букву, со слога на слог, со слова на слово и т.д.;
- складывать буквы в слоги и слова;
- выдерживать интонацию;
- соблюдать паузы и знаки препинания;
- считывать слова до конца;
- понимать основной смысл текста.
Как развивать:
Игра "Делай то, что я скажу, а не то, что покажу".
Необходимо выполнять только то, что говорит ведущий, а не то, что показывает. Он делает разные движения, при этом вслух называя другие. Например, убирает за спину левую руку, а вслух просит поставить её на талию.
Игра "Да и нет не говорите".
Ведущий начинает игру с присказки:
- Да и нет не говорите,
Черное с белым не берите,
Вы поедете на бал?
Второй игрок отвечает, например
— Наверное...
Далее ведущий начинает задавать любые вопросы, "на чем поедете?", "с кем поедете?", "что оденете?", пытаясь подловить игрока и заставить его ответить: да, нет, черное, белое.
Настольная игра "Доббль"
Изготовитель предлагает 5 вариантов игр, в основе которых лежит поиск одинаковых рисунков на скорость.
Игра направлена на концентрацию, переключение и устойчивость внимания; произвольную регуляцию.
Отличная профилактика отвлекаемости.
Нахождение слов в ряду букв
Например, ВРПАСОНЛОРПИТГОРОДЖДКОТЕНОКБЮТИМС.
Здесь спрятано 3 слова.
Чтение по очереди
Берем любой текст и читаем с ребенком его по очереди: одно предложение взрослый, одно – ребенок.
Варианты: читать по 3-5 слов, предложение частями, по 2-3 предложения.
Автор статьи: Мария Лобанова, детский психолог и нейропсихолог.