Роль игр в жизни ребенка: от 7 до 15 лет
Продолжаем разговор о влиянии игр на жизнь ребёнка. Во второй части статьи мы поговорим о школьном возрасте. Потребности и интересы детей до школы и в школе действительно очень сильно отличаются. Неспроста дети идут в школу с 7 лет, к этому времени созревают практически все зоны головного мозга (есть, конечно, ещё те участки, которые развиваются до 9-10 лет, отдельные и до более позднего возраста).
К 7 годам дети становятся более самостоятельными, лучше контролируют свои поступки и эмоции, могут длительное время концентрировать своё внимание на одном задании, им интересно общение со сверстниками и важно одобрение значимых взрослых.
Младший школьный возраст 7-10
С 6-7 лет ведущая деятельность с игровой постепенно меняется на учебную. Детям нравится получать знания, новые сведения, игра отходит на второй план, но происходит это не мгновенно. Поэтому в этом возрасте актуальны становятся игры, которые "учат", развивают познавательные способности.
Из настольных игр: Доббль и Барабашка (развитие внимания, скорость реакции), Кортекс для детей (память, внимание, мышление), Спящие королевы (устный счёт), Скоростные колпачки (переключение внимания, скорость реакции, пространственное мышление), Галли Галли (устный счёт, переключение внимания, скорость реакции).
Когда ребёнок учится в начальной школе в помощь освоения школьной программы могут прийти ещё ряд настольных игр. Ведь играя, ребёнок не зацикливается на том, что выполняет обязательное задание, расслабляется, появляется позитивный настрой и навык тренируется. К таким "помогающим" в школе играм можно отнести: Турбосчет (счёт, сравнение), Спящие королевы (устный счет, составление равенств), Цветариум (умножение), Делиссимо (деление), Читай-хватай (целостное чтение слов в большом потоке, есть вариант с английскими словами).
Однако, для гармоничного развития ребёнка, не забывайте и о двигательной активности. Спортивные секции по интересам, если нет возможности отдать в спорт, то все равно кататься с друзьями/родителями на велосипедах, лыжах, коньках, играть в подвижные дворовые игры (различные варианты вышибал, ляпок). Когда ребёнок ловок, хорошо ориентируется в своём теле, он хорошо ориентируется и в своей тетрадке - вот такие законы развития мозга.
Подростковый возраст 11-15 лет
Ведущей становится коммуникативная деятельность, подросткам важно общение, при чем в большей степени общение со сверстниками. И если рекомендовать игры, то это командные игры, где есть необходимость взаимодействовать, среди них много игр тренингового формата, где необходимо, имея набор условий, вместе выработать решение о том, как спасти тонущих, кто оказался преступником, кто достоин вознаграждения и т.п.
Прекрасна игра Мафия для подростков. Она учит убеждать и доказывать своё мнение, подмечать детали в поведении других, делать выводы на основании своих наблюдений, принимать решения.
Из настольных очень актуальны:
- Диксит: она позволяет разобраться и в своём внутреннем мире, и во внутреннем мире сверстника, рассказать о себе не напрямик ( подростки опасаются этого), а метафорами.
- Черепашьи бега, здесь можно понаблюдать за поведением других и использовать эти знания для своего выигрыша.
- Спящие королевы - можно немножко "повредничать", позволить себе сделать "пакость в рамках дозволенного" (украсть, усыпить королеву).
- Волшебный котёл, Коварный лис, Магомаркет: эти игры дают возможность в ходе обсуждения выработать совместную тактику, здесь нет одного победителя, есть команда, которая либо выигрывает, либо поигрывает.
Играйте с удовольствием вместе с детьми, передавайте им любовь к играм, чтобы они могли весело и с пользой проводить время со своими друзьями!
Автор статьи: Павлова Ольга, детский психолог, стаж работы 10 лет.
Первая часть этой статьи здесь: Роль игр в жизни ребенка. Дети до 7 лет.