Роль игр в жизни детей до 7 лет
В этот раз захотелось написать не про конкретную игру, а про игру вообще, что она значит для ребёнка в разные периоды жизни.
Не редко сталкиваюсь с тем, что родители недооценивают детскую игру, хотят, чтобы ребёнок занимался чем-то "серьёзным". Сейчас важнее научить читать, писать, считать, говорить по-английски, чем дать ребёнку от души наиграться и в потоке своей насыщенной жизни дети просто не успевают это сделать. В то время как игра является очень важным фактором в развитии ребёнка, а в дошкольном возрасте она вообще является ведущей деятельностью. К моменту поступления в школу ведущая деятельность сменяется на учебную, но это не происходит в один момент, день и даже месяц, поэтому игра ещё сохраняет свои позиции некоторое время. В более старшем возрасте дети, конечно, перестают играть, точнее это они так думают, дело в том, что игры становятся качественно другими (социальными, коммуникативными).
Итак, давайте по порядку.
Раннее детство от 1-3 лет
Ещё нет игры как таковой, ведущая деятельность - предметно-манипулятивная. Ребенку очень важно все потрогать, пощупать, понюхать, он производит действия с предметами (складывает, бросает, кусает). Ребёнок понимает смысл и назначение очень конкретных предметов, поэтому достаточно абстрактные понятия о буквах и цифрах ему сложны, да и попросту не нужны. Он может запомнить после многократных повторений, что это цифра 1, а это буква А, но за этим для него ничего не стоит. Ему сложно соотнести цифру 1 и одно яблоко или сказать слово "Азбука" на букву А. Поэтому не нагружайте ребёнка не актуальными для этого возраста знаниями. В этот период ему важно развивать восприятие: освоить размер, форму, цвет предметов, какие они на ощупь, как друг с другом связаны. Но даже это должно идти через игру, в которой можно все потрогать!
- Принести мишке из корзинки большой кубик.
- Сделать бусы для зайчика из зелёных бусинок.
- Вытащить из "волшебного мешочка" что-то колючее.
Важно, чтобы все эти задания были связаны с какими-то персонажами, так гораздо интереснее и похоже на сказку.
Очень активно ребёнок осваивает пространство своего тела и пространство вокруг, поэтому привлекательны для этого возраста подвижные игры: с мячом, различные полосы препятствий, которые позволяют ощутить своё тело.
Когда 2-3 летний малыш играет с другим таким же малышом, ему в первую очередь важен не его напарник, а игрушки: собственные, товарища или общие. Поэтому так часто они в этом возрасте хватаются за один предмет и начинают его делить. Не ругайте сына или дочку, когда они отбирают игрушки, а учите делиться, объясняйте, что не все вещи его личные. Так дети научатся замечать других, их потребности и быстрее смогут проявить подлинный интерес к другому, который станет основой дружбы впоследствии.
Как вы понимаете, о настольных играх речи пока не идёт, поэтому на игротеках у нас и заявлен более старший возраст.
Дошкольный возраст 3-7 лет
Период расцвета игры, как ведущей деятельности, она носит сюжетно-ролевой характер. Детям уже необязательно все трогать, предметы могут выполнять разные функции: кубик не только кубик, но и камень, снаряд, столик и.т.п. Многое происходит в воображении, ребёнок может представить, что он/она продавец/мама/супергерой. В этот период разворачиваются настоящая игра и взаимодействие со сверстниками, становится важно освоить разные роли, профессии, детям интересно друг с другом, они перестают так рьяно воевать за предметы и начинают соперничать за роли.
В этот период очень хороши игры на развитие воображения (правое полушарие). Но не стоит забывать и о левом, ведь к этому возрасту начинаются посещения детского садика, различных школ развития, а левое полушарие отвечает за развитие логики, памяти, внимания. Но помните, акцент в этом возрасте на развитии воображения, творчества.
Из настольных игр подходят: "Спящие королевы" (в паре с взрослым от 5 лет, самостоятельно от 6 лет), "Диксит" (в паре с взрослым лет с 6), "Скоростные цвета", "Скоростные колпачки"( лет с 4х по облегчённым правилам), "Коварный лис", "Жили-были" (придумывание историй).
Кроме настольных игр, актуальны игры по ролям: читайте книги, смотрите фильмы с детьми, чтобы они могли примерять на себя разные образы.
Любые виды творчества: рисование, лепка, танцы, музыка - все это развивает правое полушарие.
Мы поговорили в этой статье о дошкольном возрасте, который как будто и создан для того, чтобы дети наигрались вдоволь и смогли идти дальше к взрослой жизни, нигде не застревая. Те же, кому не удалось наиграться, компенсируют это во взрослом возрасте: компьютерные игры, азартные игры и.т.п
Искренне желаю, чтобы у вашего ребёнка было все своевременно.
Автор статьи: Павлова Ольга, детский психолог, стаж работы 10 лет.
Продолжение статьи: Роль игр в жизни ребенка: от 7 до 15 лет.