Если есть проблемы с чтением
Ребенок при чтении:
- заменяет внешне сходные буквы;
- читает побуквенно, не переходит к другим способам чтения;
- пропускает слоги или буквы при чтении, переставляет, добавляет;
- пропускает слова, предложения, а то и целые абзацы;
- не понимает смысл прочитанного;
- прикрывает один глаз во время чтения.
Данные симптомы могут быть признаками дислексии – частичного нарушения способности к овладению навыка чтения.
При этом ребенок с дислексией может быть успешен в других сферах жизни: спорт или творчество.
Чтобы своевременно помочь ребенку, стоит обратиться к специалистам. В первую очередь к логопеду, который проведет качественную диагностику и составит индивидуальную коррекционную программу.
Почему дислексия может возникнуть?
Причины до конца медициной не изучены. Существует несколько мнений:
- генетическая связь;
- гипоксия плода во время беременности;
- кислородная недостаточность и асфиксия в родах;
- вредные привычки мамы во время беременности;
- трудные, осложненные роды;
- травма головы, сотрясение мозга, менингит, физическое истощение;
- дефицит нормального общения;
- раннее обучение грамоте быстрыми темпами.
Чтение – процесс сложный, его обеспечивают несколько анализаторов – зрительный, речедвигательный и речеслуховой.
Здоровый ребенок видит буквы, узнает, сопоставляет со звуками, мысленно проводит слияние и объединение звуков, слогов, слов, предложений, а потом понимает и осознает то, что он только что прочел.
Дети с дислексией отличаются тем, что в каком-то одном или нескольких звеньях этой последовательности происходит сбой.
Либо ребенок не понимает, что видит на бумаге, либо не может сложить слоги в слова, либо есть проблемы с осмыслением прочитанного.
Как помочь ребенку?
- Обратиться к логопеду. Занятия будут направлены на установление правильного произношения звуков, их слиянии, слов; обсуждение прочитанного и услышанного и др.
- Помните, дислексия – не признак лени, а нарушение. Поэтому, спокойствие, только спокойствие!
- Не обсуждайте эту проблему при ребенке!
- Начинайте овладение навыком чтения не раннее, чем с 5 лет. Исключение – когда дети сами начинают читать раньше.
- Читайте сами, читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное, рисуйте героев, высказывайтесь о своих чувствах.
- Помогайте ему запоминать образ буквы, подключайте максимум анализаторов (зрительные, слуховые, тактильные).
- Расширяйте лексикон ребенка.
- Подчеркивайте достижения.
- Организуйте процесс в виде игры.
Что можно делать в домашних условиях?
- Создание букв из подручных материалов.
Лепите из пластилина, выкладывайте из макарон и орешков, вырезайте из бумаги, пишите на сыпучем материале.
- Буква превращается.
Напишите букву на формате А4. Пусть ребенок превратит ее в какой-нибудь образ.
- Рисуйте слова.
Можно рисовать сначала только слова, затем словосочетания и предложения.
Обратный вариант – по рисунку составить предложение.
- Допиши букву.
Приготовьте карточки с недописанными буквами. Задача ребенка – восстановить ее.
- Разгадывайте ребусы.
- Игра в слова.
По принципу игры "Города". Придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.
- Найди слово.
Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Можете для начала положить перед ребенком карточку с потерявшимся словом.
- Настольные игры:
- Составление слов из букв: "Где Ёж?", "Зверобуквы".
- Чтение, произношение, запоминание написания слов с опорой на картинки: "Соображарий Юниор", "Читай-хватай", "Словечки".
- Расширение лексикона, развитие слуховой памяти: "Тик-так-бумм", "Алиас Юниор".
- Артикуляция: "Языколом".
- Комплексные логопедические игры: "Фефекты фикции", "Чумачечий квест".
- Правила русского языка: "Ихний Ихниевич".
Играйте, придумывайте, читайте. Главное – делайте это с удовольствием!
Автор: Лобанова Мария, психолог.